http://www.help.su/
Брошюра в помощь организаторам массовых акций
Звягина Наталья Алексеевна
Основные права граждан, связанные с проведением массовых акций. Права задержанных и доставленных в отделение милиции. Суд.
Гражданские права и Гражданские действия
Межрегиональная Правозащитная Группа – Воронеж / Черноземье
Молодежная правозащитная группа - Воронеж
МАССОВЫЕ АКЦИИ
Пособие для активистов
(практические рекомендации и выдержки из правовых документов)
ВОРОНЕЖ, 2004 г.
Автор-составитель пособия: Звягина Наталья Алексеевна
Консультанты: Юров А.Ю., эксперт Совета Европы;
Гнездилова О.А., юрист Межрегиональной Правозащитной Группы
Козлов А.Ю., к.ф.н., «Экозащита! – Воронеж»
Массовые акции. Пособие для активистов (практические рекомендации и выдержки из правовых документов). – Воронеж: Центр Поддержки Малой Прессы (ЦПМП), 2004. – 34 с.
В данном пособии представлены основные права граждан, связанные с проведением массовых мероприятий. С помощью этого пособия можно, опираясь на законодательные акты РФ, оформить и подать уведомление о проведении митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования и т.д., а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.
Пособие предназначено для активистов и сторонников различных общественных движений, организаций и партий, а также для представителей власти.
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
1.1. Уведомительные процедуры
1.2. Предварительная агитация
Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
2.1.Права и обязанности организаторов и участников
2.2. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел
Глава 3 ОБЩЕНИЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
3.1. В случае задержания
3.2. После доставления задержанных в отделение милиции
Глава 4 СУД
Глава 5 ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА И ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
5.1. Обжалование незаконных действий сотрудников милиции
5.2 Обжалование решения суда
Приложение ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
Форма уведомления о проведении массовой акции
Образец выписки из протокола
Регламент проведения публичного мероприятия
Образец ходатайства о допуске защитника
Образец доверенности на право представлять законные интересы в суде
Образец апелляционной жалобы
ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПОСОБИЯ
Список сокращений
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
ВСТУПЛЕНИЕ
Право на свободу мирных собраний закреплено в основных международных документах и является одним из важнейших прав человека и гражданина.
Принятие летом 2004г. в России нового Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», значительно изменило ставший уже привычным порядок организации и проведения публичных мероприятий. Создатели пособия постарались заострить внимание на нововведениях.
С помощью этого пособия можно в соответствии с законом оформить и подать уведомление о проведении митинга, шествия, демонстрации, пикетирования, а также провести акцию максимально безопасно для организаторов, участников и случайных прохожих.
Здесь читатель найдет образцы оформления уведомления о проведении публичного мероприятия; выписки из протокола собрания, где принято решение о ее проведении; форма доверенности на право представлять законные интересы обвиняемого в совершении административного правонарушения.
Пособие предназначено для активистов и сторонников различных общественных движений, организаций и партий, а также для представителей власти.
Авторы пособие надеются на то, что оно повысит общую культуру проведения публичных мероприятий в России.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ЗАКРЕПЛЯЮЩИЕ ПРАВО НА СВОБОДУ СОБРАНИЙ
Право на свободу мирных собраний закреплено в различных документах, как международных, ратифицированных РФ, так и российских. Вот основные из них:
1. Всеобщая декларация прав человека
«Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций», статья 20.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах
«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц», статья 21.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Европейская конвенция прав человека)
«Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов», статья 11.
4. Конституция РФ
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования», статья 31
5. Декларация прав и свобод человека и гражданина (РСФСР, 1991 г.)
«Граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей», статья 19.
6. Федеральный Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
«Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования».
Указанные документы имеют высшую юридическую силу. Указы, постановления и инструкции не могут им противоречить. В случае если противоречие все же имеет место, суд или иной государственный орган обязан применить вышестоящий документ и проигнорировать нижестоящий.
Реализовать свое право на свободу собраний граждане могут посредством организации публичного мероприятия или участия в нем.
Публичное мероприятие - это открытая, мирная, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Термины "митинг", "демонстрация", "шествие", "пикетирование" в соответствии с Федеральным Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» означают:
1) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
2) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
3) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
4) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
В данном пособии подробно рассматриваются моменты, связанные со спецификой организации и проведения именно этих форм публичного мероприятия.
В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» особо оговаривается такая форма публичного мероприятия, как собрание.
Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Организатором собрания в соответствии с законодательством может быть человек, достигший 16 лет. Для проведения собрания не требуется предварительно уведомлять власти.
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ.
В данный момент проведение публичных мероприятий регулируется:
1. Федеральным Законом (ФЗ) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 18.06.2004.
2. Соответствующими законами субъектов РФ
Организаторами публичного мероприятия (организатором) могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов – 16 лет), политические партии, другие общественные и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по подготовке и проведению публичного мероприятия.
Не могут быть организатором публичного мероприятия:
1) лица, признанные судом недееспособными либо ограниченно дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
2) политические партии, общественные и некоммерческие организации, религиозные объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.
Организатор публичного мероприятия имеет право:
1) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
2) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;
3) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;
4) использовать звукоусиливающие технические средства (аудио-, видео- установки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации.
Место и время проведения публичного мероприятия
Публичное мероприятие в соответствии со ст. 8 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» может проводиться в любых пригодных для его целей местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данной акции. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Действующий закон устанавливает места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается. Это:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам (список таких объектов должен быть специально установлен) и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента РФ (на территории Московского кремля резиденция президента размещается в нескольких зданиях, морская резиденция президента – это Константиновский дворец в Стрельне, есть резиденции президента в субъектах РФ, например, «Шуйская тропа» в Карелии и т.д.), к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы. Здания, в которых расположены следственные изоляторы, к этому списку не относятся!);
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ с учетом особенностей таких объектов и требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». До тех пор, пока особый порядок не определен, применяется общий порядок.
Порядок проведения публичного мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом Российской Федерации.
Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени.
Постановления органов местного самоуправления могут дополнительно регламентировать порядок проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций с учетом местных условий и в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Органы государственной власти или органы местного самоуправления, которым адресуются вопросы, явившиеся причинами проведения публичного мероприятия, в соответствии со ст. 18 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязаны рассмотреть данные вопросы по существу, принять по ним необходимые решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и сообщить о принятых решениях организатору.
Поддержание общественного порядка, регулирование дорожного движения, санитарное и медицинское обслуживание в целях обеспечения проведения публичного мероприятия осуществляются на безвозмездной основе.
К организации публичного мероприятия относятся:
1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;
2) проведение предварительной агитации;
3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;
4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
1.1. Уведомительные процедуры
Организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (Уведомление) - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Областная администрация) или органу местного самоуправления (Администрация города и др.) сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником, и собрания) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения публичного мероприятия. При пикетировании группой лиц Уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до проведения акции.
Таблица сроков подачи Уведомления в зависимости от формы публичного мероприятия и количества участников.
Кол-во\ участников\форма собрание митинг демонстрация шествие пикетирование
1 участник Уведомление не подается 10-15 дней 10-15 дней 10-15 дней Уведомление не подается
Более одного участника Уведомление не подается 10-15 дней 10-15 дней 10-15 дней за 3 дня
В Уведомлении указываются:
1) цель публичного мероприятия;
2) форма публичного мероприятия;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
4) дата и время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан:
1) документально подтвердить получение Уведомления, указав при этом дату и время его получения. Документальным подтверждением может служить: уведомление о вручение почтового отправления, отметка органа, принявшего уведомление, на копии уведомления (желательно с живыми подписями), особый документ, если таковой будет установлен региональным законодательством, дополнительно регламентирующим порядок организации и проведения публичного мероприятия;
2) информировать о вопросах, явившихся причинами проведения публичного мероприятия, органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым данные вопросы адресуются;
3) довести до сведения организатора публичного мероприятия информацию об установленной норме предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия;
4) обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи;
5) в зависимости от формы публичного мероприятия и количества его участников назначить своего уполномоченного представителя в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в его проведении.
Внимание! Назначение уполномоченного представителя оформляется письменным распоряжением, которое заблаговременно (точные сроки устанавливаются региональным законодательством о порядке организации и проведения публичных мероприятий) отправляется организатору;
6) при получении сведений о проведении публичного мероприятия на трассах проезда и в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, определенных Федеральным законом от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ "О государственной охране", своевременно информировать об этом соответствующие федеральные органы государственной охраны.
Согласно Конституции РФ и международным документам, право на свободу собраний может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, в случае введения режима чрезвычайной ситуации или военного положения).
Поскольку массовые акции проводятся в уведомительном порядке, отказать организаторам в проведении мероприятия, если для его проведения выбрано место допустимое ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», нельзя.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора в течение трех дней со дня получения Уведомления (а при уведомлении о пикетировании группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени акции, а также рекомендовать устранить несоответствия указанных в Уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Эти предложения должны быть выданы организаторам акции в письменном виде, быть мотивированным и содержать ссылки на соответствующие нормативные акты. Этот документ может быть обжалован в суд в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте Уведомления, и иные сведения дают основание предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции РФ и (или) нарушают запреты, предусмотренные уголовным или административным законодательством, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора письменное мотивированное предупреждение о том, что его, а также иных участников публичного мероприятия могут привлечь к ответственности.
Не позднее чем за три дня до проведения публичного мероприятия (за исключением пикетирования, проводимого одним участником) организатор обязан проинформировать орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении условий проведения акции, указанных в Уведомлении.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если Уведомление не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления не были согласованы изменения.
Законодательством РФ не только закреплено право граждан на проведение мирных массовых акций, но и установлена ответственность лиц, препятствующих проведению собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
1. Статья 5.38, КоАП РФ предусматривает ответственность за «препятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них» в виде штрафа от одного до трех МРОТ.
2. Статья 149, УК РФ Незаконное воспрепятствование проведению массовой акции или участию в ней, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от пятисот до семисот МРОТ, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.
1.2. Предварительная агитация
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента подачи уведомления о проведении публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.
Недопустимо проведение предварительной агитации в формах, оскорбляющих и унижающих достоинство человека и гражданина. Предварительная агитация не может проводиться в форме публичного мероприятия, если порядок его организации и проведения не соответствует требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», т.е. для раздачи листовок, сбора подписей и проведения опроса граждан на улицах города специального разрешения не требуется.
В случае отказа организатора публичного мероприятия от его проведения он обязан принять меры по прекращению предварительной агитации и информированию граждан и органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, которым подано Уведомление, о принятом решении.
Глава 2 ПРОВЕДЕНИЕ ПУБЛИЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Во время проведения массовых акций необходимо соблюдать общественный порядок, а также права и свободы других лиц.
2.1. Права и обязанности организаторов и участников
Во время проведения публичного мероприятия его участники имеют право обсуждать и принимать решения в соответствии с целями акции; использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством РФ; принимать и направлять резолюции, требования и другие виды обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
Во время проведения публичного мероприятия его организатор, непременно имеющий на себе отличительный знак, обязан:
1) обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления;
2) требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия;
3) обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
4) приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;
5) обеспечивать соблюдение установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия;
6) обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;
7) довести до сведения участников публичного мероприятия законное требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия;
Участники публичного мероприятия обязаны выполнять все законные требования организатора акции, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.
Кроме того, всем участникам и особенно организаторам массовых акций необходимо иметь при себе паспорт (гражданина РФ, загранпаспорт, иностранный паспорт с регистрацией для граждан других государств и т.д.) Это позволит сократить процедуру выяснения личности в случае возникновения ситуаций, требующих общения с представителями правоохранительных органов. Для выяснения личности вас могут задержать на срок до 48 часов.
В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за:
1) Нарушение установленного порядка проведения массовых акций и за организацию несанкционированных митингов, пикетов, демонстраций и шествий (КоАП РФ, ст. 20.2) Организаторам это грозит штрафом от десяти до двадцати МРОТ, а участникам - от пяти до десяти МРОТ.
Кроме того, в соответствии с этой статьей «организация либо проведение несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды» может грозить административным штрафом от десяти до двадцати МРОТ или административным арестом на срок до пятнадцати суток;
2) Нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или за другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан (КоАП РФ, ст. 20.1. Мелкое хулиганство). За это возможен штраф от пяти до пятнадцати МРОТ или арест на срок до пятнадцати суток;
3) Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции (КоАП РФ, ст. 20.20) влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ, а потребление наркотиков на улицах – от десяти до пятнадцати МРОТ.
При этом появление в общественных местах в состоянии опьянения (КоАП РФ, ст. 20.21) грозит штрафом в размере от одного до пяти МРОТ или административным арестом до пятнадцати суток.
4) Блокирование транспортных коммуникаций. Это серьезное правонарушение, которое может повлечь как административную ответственность (КоАП РФ, ст. 20.18) в виде штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти МРОТ или ареста на срок до пятнадцати суток, так и уголовную ответственность (до нескольких лет лишения свободы) в случае, если блокирование дороги повлекло причинение вреда здоровью или смерть людей;
5) Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации (гимну, гербу и флагу РФ) (КоАП РФ, статья 17.10), есть также статья Уголовного Кодекса, определяющая наказание для тех, кто совершает незаконные действия в отношении герба и флага;
6) Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации (УК РФ, статья 280);
7) Массовые беспорядки (УК РФ, статья 212).
Закончить мероприятие желательно в указанное время. Если транспаранты не будут свернуты после наступления официального времени завершения, дальнейшее пребывание на том же месте может быть расценено как «несанкционированное» публичное мероприятие. В таком случае возможно задержание участников за нарушение порядка проведения массового мероприятия.
2.2. Права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел
1. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в соответствии со ст. 13 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» имеет право:
1) требовать от организатора публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
2) принимать решение о приостановлении или прекращении публичного мероприятия в порядке и по основаниям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
2. Уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления обязан:
1) присутствовать на публичном мероприятии;
2) оказывать организатору публичного мероприятия содействие в его проведении;
3) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
По предложению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан (ст. 14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Назначение указанного представителя оформляется распоряжением начальника органа внутренних дел.
3. Уполномоченный представитель органа внутренних дел имеет право:
1) требовать от организатора публичного мероприятия объявления о прекращении допуска граждан на публичное мероприятие и самостоятельно прекратить допуск граждан на него в случае нарушения предельной нормы заполняемости территории (помещения);
2) требовать от организатора и участников публичного мероприятия соблюдения порядка его организации и проведения;
3) по просьбе организатора публичного мероприятия удалять с места его проведения граждан, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.
4. Уполномоченный представитель органа внутренних дел обязан:
1) оказывать содействие в проведении публичного мероприятия в пределах своей компетенции;
2) обеспечивать совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления общественный порядок и безопасность граждан, а также соблюдение законности при его проведении.
2.3. Приостановление и прекращение публичного мероприятия
В соответствии со ст. 18 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.
Если во время проведения публичного мероприятия по вине его участников произошло нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья людей, уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления в соответствии со ст.15 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» вправе потребовать от организатора публичного мероприятия самостоятельно или совместно с уполномоченным представителем органа внутренних дел устранить данное нарушение.
В случае невыполнения требования об устранении нарушения уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления вправе приостановить публичное мероприятие на время, установленное им для устранения нарушения. При устранении нарушения публичное мероприятие по согласованию между его организатором и соответствующим уполномоченным представителем может быть продолжено.
Если нарушение не было устранено, то публичное мероприятие прекращается в порядке, предусмотренном ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Основаниями прекращения публичного мероприятия в соответствии со ст. 16 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» являются:
1) создание реальной угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц;
2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», касающихся порядка проведения публичного мероприятия.
Порядок прекращения публичного мероприятия регламентируется ст. 17 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» В случае принятия решения о прекращении публичного мероприятия уполномоченный представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления:
1) дает указание организатору публичного мероприятия прекратить публичное мероприятие, обосновав причину его прекращения, и в течение 24 часов оформляет данное указание письменно с вручением организатору. Этого не происходит в случае возникновения массовых беспорядков, погромов, поджогов и в других случаях, требующих экстренных действий. В таких ситуациях прекращение публичного мероприятия осуществляется в соответствии с законодательством РФ;
2) устанавливает время для выполнения указания о прекращении публичного мероприятия;
3) в случае невыполнения организатором публичного мероприятия указания о его прекращении обращается непосредственно к участникам публичного мероприятия и устанавливает дополнительное время для выполнения указания.
В случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники милиции принимают необходимые меры по его остановке, действуя при этом в соответствии с законодательством РФ.
Неисполнение законных требований сотрудников милиции или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Глава 3. ОБЩЕНИЕ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Уполномоченный представитель органа внутренних дел, а также сотрудники правоохранительных органов (милиция) обязательно присутствуют на «санкционированных» публичных мероприятиях. Их основная задача в соответствии с «Уставом патрульно-постовой службы» (гл. 8) следить за соблюдением общественного порядка и обеспечивать безопасность собравшихся.
Если публичное мероприятие происходит «несанкционированно» (т.е. Уведомление не было подано или организаторы не отреагировали на мотивированное предложение органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления по изменению условий акции, или если указанное в Уведомлении время проведения мероприятия закончилось, а также в др. случаях), то сотрудники милиции имеют право потребовать прекращения акции и даже задержать ее участников.
Практика показывает, что возможны такие ситуации, когда представители органов милиции незаконно прекращают «санкционированные» публичные мероприятия.
В любом случае прямого сопротивления сотрудникам милиции лучше не оказывать. Наше законодательство предусматривает особую ответственность за:
1) неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции (КоАП РФ, статья 19.3);
2) оскорбление представителя власти (УК РФ, статья 319);
3) применение насилия в отношении представителя власти (УК РФ, статья 318).
3.1. В случае задержания
Проводить административное задержание, связанное с проведением публичных мероприятий, имеют право только сотрудники милиции, одетые по форме. Необходимо выяснить и запомнить фамилии, имена, отчества задерживающих и их должности.
Немедленно после выявления сотрудниками правоохранительных органов совершения административного правонарушения должен быть составлен протокол об административном правонарушении. (КоАП РФ, статья 28.5 п. 1). В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств или данных о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения (КоАП РФ, статья 28.5 п. 2).
В протоколе об административном правонарушении указываются:
• дата и место его составления;
• должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
• сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
• фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
• место и время совершения и событие административного правонарушения;
• статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
• объяснение физического лица, в отношении которого возбуждено дело;
• иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При этом задержанному должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а также возможность представить письменные объяснения и замечания по содержанию протокола.
Сотрудники милиции обязаны вручить задержанному по его просьбе копию протокола об административном правонарушении.
Для того чтобы протокол имел юридическую силу, в нем должны стоять три подписи задержанного:
- ознакомлен со своими правами;
- с протоколом согласен;
- копию протокола получил.
В случае если вы с этими утверждениями не согласны, ничего подписывать не надо, ибо подписанный протокол является важнейшим доказательством в суде.
Часто сотрудники милиции оказывают давление на задержанных. Возможны: уговоры, уверения, что сразу после оформления протокола вам будет вручена его копия, откровенная грубость, угрозы, что, если документ не будет подписан, вас продержат всю ночь и т.д. Все эти действия – незаконны. Вынужденные таким образом поставить подпись иногда дописывают: «С протоколом не согласен!» И все же идеальным остается вариант отказа от подписания документа, содержание которого не соответствует действительности.
Об отказе задержанного подписывать протокол в нем делается соответствующая запись.
3.2. После доставления задержанных в отделение милиции
С момента задержания по просьбе задержанного о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
В отделении милиции также должен быть составлен второй протокол – протокол об административном задержании (ст. 27.4 КоАП РФ). В нем указывается:
• дата и место его составления,
• должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время (что очень важно), место и мотивы задержания.
Таким образом, в случае задержания обязательно должны быть составлены два протокола. В любой протокол можно и нужно вносить замечания по его содержанию, а также свои дополнения.
В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр задержанного производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.
Дактилоскопия (т. е. снятие отпечатков пальцев) в соответствии с 9 ст. закона «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» может проводиться только, если иначе невозможно установить личность задержанного.
О досмотре вещей и о дактилоскопии делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Во время досмотра может вестись фото или видео съемка, что также фиксируется в протоколе о задержании.
Именно во время досмотра либо сразу после него необходимо сообщить о своем самочувствии, если вы имеете травму или заболевание, состояние которых определяется как «средней тяжести» или «тяжелое», больны сахарным диабетом или беременны. Для подтверждения своих слов нужно иметь медицинскую справку. При этом постановление «О содержании лиц, задержанных за административное правонарушение» предусматривает возможность получения устного подтверждения данной информации, по телефону, государственным или муниципальным лечебным учреждением. Лиц с вышеперечисленными особенностями, а также людей, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет при невозможности их передачи родственникам, запрещено размещать в специальных помещениях для задержанных за административное правонарушение.
Постановление «О содержании лиц, задержанных за административное правонарушение» при необходимости обеспечивает возможность вызова должностным лицом бригады скорой помощи по просьбе задержанного.
В соответствии все с тем же постановлением раздельно помещают задержанных:
- мужского и женского пола;
- несовершеннолетних и совершеннолетних;
- здоровых и имеющих инфекционные заболевания или признаки, указывающие на их наличие.
Задержанным разрешается иметь при себе: одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки. Все остальные изъятые вещи (в том числе: документы, ценности и деньги) будут возвращены после окончания задержания. При этом составляется опись изъятых документов. Хотя на практике сотрудники милиции редко изымают вещи при административном задержании.
Задержанные в соответствии с постановлением «О содержании лиц, задержанных за административное правонарушение» должны располагаться на скамьях (диванах). Температура в помещении, где находятся задержанные, должна быть не ниже +18 С˚. При этом лица из числа дежурного наряда должны по просьбе задержанных водить их по одному в туалет.
Срок административного задержания не должен превышать три часа (!) (КоАП РФ, статья 27.5). Этот срок исчисляется с момента доставления в отделение милиции, который фиксируется в протоколе о задержании.
Срок задержания может быть продлен до 48 часов, если за правонарушение, которое вы совершили, предусмотрено наказание в виде административного ареста (мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции и т.п.).
В случае если задержание продолжается более 3 часов, должно быть предоставлено питание по норме №3 (как для лиц, содержащихся в следственном изоляторе – 100 гр. мяса, 100 гр. рыбы, 500 гр. картофеля, овощи, хлеб и т.д. в сутки). Задержанные имеют право получать от родственников или других лиц (в их присутствии!) продукты питания и предметы первой необходимости, использовать которые позволено после их проверки и в присутствии должностного лица. А на ночь задержанным должно предоставляться место для сна.
«При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействия), унижающие человеческое достоинство!» (КоАП РФ ст.1.5 ч.3)
Глава 4. СУД
Дела об административных правонарушениях рассматриваются Мировым судом.
Суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, обязательно открытый (КоАП РФ, Статья 24.3), т.е. на него может прийти любой желающий. Человек, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе лично знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, предъявлять доказательства (показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов), заявлять ходатайства и отводы (КоАП РФ, статья 25.1). При этом личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу защитника (профессионального адвоката или же любого дееспособного человека, даже не имеющего юридического образования).
Защитник.
Защитник – законный представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении (КоАП РФ, статья 25.5).
Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением – с момента административного задержания.
Полномочия защитника должны быть выражены в форме доверенности (КоАП РФ, Статья 25.5, п. 3) (см. Приложение 4). Заявить о наличии защитника можно сразу после задержания.
В соответствии с законодательством привлечения защитника можно потребовать, подав письменное ходатайство (КоАП РФ, Статья 24.4) (См. Приложение 5). Сделать это можно как в процессе задержания, так и в отделении милиции или в во время суда. Ваше письменное ходатайство должно быть приобщено к материалам дела.
В случае если во время начала суда защитника нет в зале, можно потребовать отложения судебного заседания до его появления.
За помощью защитника по таким делам можно обращаться в правозащитные организации вашего региона. Обычно такие организации оказывают помощь на общественных началах.
Решение суда по существу (виновен или не виновен) оглашается сразу же после окончания судебного заседания. Выдача письменного мотивированного постановления суда осуществляется в трехдневный срок со дня принятия решения по существу лично (под роспись) или по почте.
Глава 5. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЯ СУДА И ДЕЙСТВИЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право граждан на проведение публичного мероприятия, в соответствии с о ст. 19 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Можно обжаловать как незаконные действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, так и решение суда.
Для обращения в суд с жалобой устанавливаются следующие сроки:
• три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
• один месяц со дня получения гражданином письменного отказа в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен судом.
Уважительной причиной считаются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях. (Ст. 5, Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»).
При этом вы можете подать исковое заявление в районный суд о возмещении вреда здоровью, взыскания компенсации за испорченное имущество, компенсации морального вреда в течении трех лет.
В соответствии со ст. 6 закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений) (эта обязанность возлагается на органы или должностных лиц, действия которых обжалуются), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
5.1. Обжалование незаконных действий сотрудников милиции
В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции» граждане имеют право на обжалование в вышестоящий орган или в суд действий (бездействие) сотрудников милиции, ущемляющих права, свободы и законные интересы граждан.
Вред, причиненный гражданам и (или) организациям сотрудником милиции (порванная одежда, вред, причиненный здоровью, моральный вред), подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гл. 59 Гражданского кодекса РФ(в соответствии со ст. 40 Закона «О милиции»).
5.2 Обжалование решения суда
Постановление суда по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (КоАП РФ, ст. 30.1). Апелляционная жалоба (см. Приложение 6) должна быть подана в течение десяти календарных дней со дня вручения или получения по почте копии постановления (КоАП РФ, ст. 30.3).
Апелляционная жалоба подается в вышестоящий суд «через суд, принявший решение». Это означает, что в качестве адресата вашей жалобы вы указываете районный суд, но направляете жалобу в мировой суд, т.к. этим судом к жалобе будут приложены материалы дела и весь комплект будет направлен для пересмотра.
В соответствии со ст. 322 ГПК РФ апелляционная жалоба должна содержать:
- наименование районного суда, в который адресуются жалоба, представление;
- наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;
- указание на обжалуемое решение мирового судьи;
- доводы жалобы, представления;
- просьбу заинтересованного лица;
- перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов (к жалобе в обязательном порядке должно быть приложено Постановление мирового суда по вашему делу, квитанция об оплате госпошлины (15% МРОТ), а также все, что вы сочтете нужным).
При подаче апелляционных жалобы, не соответствующих указанным требованиям, а также при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, мировой судья выносит определение, на основании которого оставляет жалобу без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, срок для исправления недостатков.
Обо всех случаях нарушения прав граждан во время подготовки и проведения массовой акции сообщайте в местные правозащитные организации, в региональную Комиссию по правам человека или Уполномоченному по правам человека в вашем регионе!
Приложения к брошюре
Общественная приемная Комиссии по правам человека при Президенте РФ:
Москва, ул. Стромынка, д.18, тел. 268-1321
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:
103084, Москва, Мясницкая, 47; тел.: 207-39-69, 207-35-71, факс: 207-39-77