хотя, по-моему, на троллей лучше вообще не реагировать. много чести.
На состоявшейся в понедельник конференции «Земельный рынок в условиях кризиса» застройщики Подмосковья обсуждали главное – реальность достройки проектов и что можно сделать для привлечения покупателей. По общему убеждению, рынок обречен на простой.
Вопрос покупательской активности стал риторическим, напомнив собравшимся строителям «бородатый» анекдот советских времен о повестке дня собрания в колхозе, когда решали вопрос постройки коровника и коммунизма, но решили не строить вовсе из-за отсутствия материалов.
Сегодняшняя действительность с подмосковным жильем далека от юмора. Если еще полгода назад застройщики Подмосковья утверждали, что на кризис они «припасли» механизмы финансирования и «свои кредитные линии», то сегодня они же констатируют: глубина падения спроса, а по сути, реальных доходов граждан, оказалась намного больше ожидаемого, «механизмы» не работают, достроить запланированное просто нереально по причине отсутствия «живых денег». К зияющим пустыми окнами-бойницами недостроенным домам эпохи «красных пиджаков» сегодня могут добавиться вполне приличные, но тоже недостроенные коттеджные поселки.
Согласно оценкам гендиректора консалтинговой компании «ДомСтрой-Инвест» Глебы Верницкого, из примерно 350 выставленных на продажу поселков работы остановлены более чем в 50% проектов. Одновременно наращиваются рекламные «мощности» застройщиков, которые в условиях отсутствия банковских кредитов могут рассчитывать только на деньги потенциальных покупателей. Дисконт составляет от 20-30% на «почти» завершенные объекты и до 50-55% - на начальном этапе. Участники земельного форума подтверждают, что удаленные на более чем 70 км от МКАД поселки сегодня не вызывают никакого интереса.
«Никого из застройщиков уже не смущает тот факт, что они продают бизнес-класс по цене эконома и даже ниже, - говорит ВЗГЛЯДу представитель компании Green Real Estate Олег Нестеров. - С другой стороны, здесь тоже нельзя «перегибать палку» - слишком большой дисконт – на 40-50% - это уже доказательство дефолта застройщика. Предложение ниже себестоимости жилья означает серьезные кассовые разрывы компании. Для домов эконом-класса скидки в 20% и более рискованны. Скидка в 10% - это норма на грани допустимой рентабельности. Все, что больше – риск, в первую очередь, для покупателя, так как он может оказаться единственным домовладельцем в пустом поселке без коммуникаций и надежд на завершение строительных работ. И таких примеров уже достаточно в Подмосковье».
Сегодня достраиваются только поселки с предкризисной готовностью в 70-80%, утверждают эксперты подмосковной недвижимости. От всех остальных – на уровне согласования, фундамента и прочих первых шагов ждать продолжения не приходится, более того, от них пытаются избавиться, но и этот продукт сегодня никому не нужен ни за 50%, ни за 90%-ный дисконт. По данным комапнии IntermarkSavills, на сегодняшний день в продаже находится около сотни подобных «полупроектов» на разном удалении от Москвы.
Перспективы девелоперов загородного рынка очень туманны, говорят участники конференции, так как в условиях отсутствия покупателей не имеет никакого смысла покупать земли, тем более ее стоимость продолжает падение. Большинство из опрошенных газетой ВЗГЛЯД экспертов рынка Подмосковья говорят, что «новая волна» интереса к рынку загородной недвижимости появится через год-полтора после нормализации ситуации с городским строительством и «устаканиванием» рынка жилья. Это возможно только после того, как банки вернутся к долгосрочному кредитованию и снизят ставки, которые сегодня доходят до 30% годовых.
Согласно оценкам компании VSK Group, по состоянию на середину марта на вторичном и первичном рынке загородного жилья Подмосковья предлагалось 4300 объектов. Средняя стоимость коттеджа составила 22,7 млн рублей. Это на 3,1% дешевле, чем в январе. Вышедшие на рынок в начале 2009 года объекты, как сообщают аналитики IRN.ru, в 2 раза дешевле, чем поселки, присутствующие на рынке как минимум полгода. Самое большое расстройство и тормоз продаж, как говорят застройщики коттеджных поселков, это расчет покупателей на дальнейшее снижение цен и желание уже сегодня купить в 2-3 раза ниже существующих цен. В целом в сегменте de luxe по сравнению с докризисным периодом спрос упал в 3-4 раза, утверждают риелторы загородного жилья.
Эксперты компании Blackwood считают, что в сегменте эконом-класса цены в среднем упали на 40%, в бизнес-классе - на 20%. Сейчас эконом-класс на загородном рынке - это жилье, сопоставимое по цене со стоимостью среднестатистической московской квартиры в диапазоне 7-10 млн рублей, а в зоне от 40 км от МКАД дома продаются по 4-6 млн рублей. Риелторы говорили ВЗГЛЯДу на условиях анонимности, что, хотя официальный дисконт заявляется в рекламе, он далек от действительной цены. Так, на дома дороже 3-4 млн долларов дисконт может доходить до 40%, в диапазоне от 1 до 2,5 млн долларов - до 30%, ниже 1 млн - 20-30%. При этом сами продавцы говорят, что вполне реально на практически любом объекте получить скидку и больше 40%. Но в тех поселках, где есть хоть какая-то «незавершенка», пусть даже в виде не до конца построенной дороги или общего забора, привлечь покупателей невозможно даже 50% дисконтом. «Похоже, что вполне вероятно повторное наступление эпохи «6 соток», - говорит ВЗГЛЯДу гендиректор «Товарищество «Жилой Дом» Анатолий Яковенко. – Переход на экономный режим жизни надолго отложится в головах россиян и заставит относиться к зарабатываемым деньгам с большим уважением».
Ольга Авдотьина
Дата и время: 14.01.2011 00:00
По материалам: realty.vz.ru