Обратите внимание: Только власти Московской и Самарской областей приняли решение об оплате за ТКО с квадратных метров, а не с количества человек. В Москве и Санкт-Петербурге, где ещё не работают нововведения из мусорной реформы тоже тарифы за ТКО с ЧЕЛОВЕКА в Москве 90 руб. с человека, в Санкт- Петербурге -85 руб. 38 коп. с человека.
О казусах мусорной реформы статья в «Новых известиях» по ссылке или ниже весь текст
https://newizv.ru/ne...v-nashi-karmany
Следите за ручками: как "новые" мусорщики залезают в наши карманы
30 января, 19:21Экономика
Член Экспертного совета Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, член Общественного совета АНО«ЭКОЛОГИЯ» Андрей Умников и обозреватель «Новых Известий» Людмила Бутузова подробнейшим образом разобрались в нюансах лукавой «мусорной реформы».
С 1 января 2019 года в стране введена новая коммунальная услуга – «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО). Для большинства россиян начало мусорной реформы как раз с этим и связано - с новыми тарифами в платежках. Всероссийская акция протеста, намеченная на 3 февраля, должна показать «отцам реформы», что модернизация отрасли началась не с того конца.
Эксперты, в частности председатель комитета ГД по экологии и охране окружающей среды В. Бурматов еще в сентябре прошлого года предупреждали, что тарифы вырастут в разы. И далеко не всегда это будет связано с откровенными манипуляциями региональных операторов. В самом мусорном законе содержится лукавая подмена понятия «производитель отходов», она и провоцирует рост тарифов во многих субъектах РФ до заоблачных высот.
Разберемся. Раньше за вывоз мусора мы платили пропорционально площади квартир, а теперь будем платить пропорционально количеству проживающих в квартире. И это преподносится как большое благо для населения - ведь не квадратные метры производят отходы, а люди!
Логично? Да. Но, как говорится, следите за руками. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов входил в содержание общего имущества многоквартирного дома (МКД), бремя содержания которого лежит на собственниках жилых помещений. Вот мы и платили в соответствии с размером общей площади наших квартир. Тарифы формировались управляющими компаниями с учетом многих факторов, например, бензин, городской трафик и т.д., и утверждались общим собранием собственников, но стоимость данной услуги по стране не превышала 2,5-2,7 рубля за 1 м2 общей площади квартиры. Это были приемлемые расценки для всего населения, а сегодня реформа непосредственно коснулась каждого из нас и больно ударила по карманам.
По закону или по понятиям?
Сегодня, в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» «сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами» (п.1 ст. 24.6.).
В «Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами» (утв. Постановлением Правительства РФ от 1211.2016 №1156) подтверждается то же самое : «Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ст. 4)» Все понятно и логично.
Однако, есть еще и «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»(утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011№354). И вот из этих Правил куда-то делись прямые обязанности региональных операторов - сбор, обработка и утилизация. Кто пролоббировал такое «обрезание» их обязанностей, установленных Федеральным законом и Постановлением Правительства РФ, и ввел укороченное «понятие» этой коммунальной услуги? Кто подставил кабинет министров, принявший постановление, противоречащее законодательству. Этим вопросом сейчас занимается Верховный Суд РФ.
Делаем или имитируем
Теперь давайте рассмотрим, как региональные операторы выполняют свои оставшиеся куцые обязанности.
Транспортирование. На практике, в зависимости от региона, данная функция худо-бедно ими выполняется.
Обезвреживание. В соответствии с частью I Федерального закона №89-ФЗ, обезвреживание отходов - уменьшение их массы, изменение состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. Вопрос: разве в РФ существует развитая сеть объектов обезвреживания отходов – «специально оборудованных сооружений, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и предназначены для обезвреживания отходов»?
По данным СМИ, в РФ функционирует 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов, а про действующие объекты обезвреживания ТКО никто не слышал.
Получается, что все региональные операторы Российской Федерации будут обезвреживать (сжигать) отходы на 10 действующих мусоросжигательных заводах?
Абсурд! Значит, не обезвреживают.
Захоронение. В соответствии с тем же ФЗ № 89,«захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду». Здесь же – «объекты захоронения отходов - предоставленные в пользование в установленном порядке участки недр, подземные сооружения для захоронения отходов I - V классов опасности в соответствии с законодательством РФ о недрах».
Всем известные полигоны «Кучино» и «Ядрово», как и все остальные полигоны и свалки, куда региональные операторы всей страны везут ТКО, не являются участками недр и подземными сооружениями. Получается, что и захоронение отходов региональный оператор не выполняет.
То есть мы добросовестно платим, в том числе, за выполнение обезвреживания и захоронения ТКО в понятийном формате, установленным законодательством, а он получает наши деньги за выгрузку (сброс) отходов на любом участке местности.
Таким образом, в сухом остатке из обязанностей регионального оператора, установленных «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами», реально имеем – сбор и транспортирование.
ВЫВОД: Региональный оператор (монополист) по необоснованно завышенным ценам, реально обеспечивает только транспортирование ТКО, как это раньше обеспечивали сотни мусоровывозящих компаний на конкурентной основе и по более низким ценам. Тогда в чем смысл реформы и для кого она проводится?
РОСЭКОПРО готовит заявление в Конституционный суд РФ по отмене института «региональных операторов».
Раздельный сбор и нераздельная прибыль
Чиновники всех уровней призывают нас осуществлять раздельный сбор ТКО и ставят нам в пример развитые западные страны. Конечно, это мы привыкли пользоваться термином «отходы», но на самом деле это – «вторичное сырье», которое должно перерабатываться, а не закапываться в землю. Это всем понятно и все «за». Не понятно другое. Почему-то умалчивается о том, что это наше «вторсырье» (а не какого-то дяди), мы за него уже заплатили деньги (купили продукты питания, бутилированную воду, бытовую технику и т.п.), а теперь нам предлагают под экологические лозунги, типа «сделаем город чище» бесплатно его рассортировать дома, сложить в 4 (четыре) мешка, дотащить эти 4 (четыре) мешка до помойки и разложить их в предоставленные (и то еще далеко не везде) контейнеры (стекло, пластик, бумага, бытовые отходы).
Затем мы должны достать свой кошелек и оплатить региональному оператору доставку наших рассортированных отходов на мусороперерабатывающий завод, которые он продаст хозяину завода за неплохие деньги.
Однако ни заработавший на наших рассортированных отходах региональный оператор, ни владелец завода, который получит прибыль от переработки нашего рассортированного «вторсырья», с оплаченной нами же доставкой, делиться с нами прибылью не собираются. Возможно, но не факт, что мы не претендуем на их прибыль, но обоснованный экономическими расчетами прозрачный механизм получения сопоставимых персональных скидок на коммунальную услугу «обращение с ТКО» тем собственникам жилья, кто сортирует свои отходы, должен быть. Как и должен быть установлен механизм контроля, учета рассортированных отходов и методика перерасчета размера оплаты или предоставления, пропорциональной объему рассортированных отходов, адресной скидки за эту коммунальную услугу. Где все это, господа чиновники? Пока этого нет, то это называется «грабеж средь бела дня».
И еще риторический вопрос. Кто-нибудь видел мусоровоз с 4-мя отсеками (для стекла, пластика, бумаги и бытовых отходов) для вывоза отсортированного мусора или специализированные мусоровозы для отдельного вывоза стекла, пластика, бумаги? В Москве – колыбели «региональных операторов», я ничего подобного не видел, может есть в других местах?
Кому свалка, а кому «мать родная»
Количество несанкционированных свалок, несмотря на расширение области лицензирования, за период 2014-2017 в РФ увеличилось на 64%. Понимая реальную угрозу незаконных свалок здоровью населения, президент РФ в майском указе 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», поставил перед правительством задачу к 2024 году ликвидировать все несанкционированные свалки в городах, выявленные на 1 января 2018 года. Все «взяли под козырек» и в декабре 2018 года приняли закон, позволяющий размещать ТКО на объектах, которые разрешено эксплуатировать без документации, предусмотренной законодательством РФ – по-простому, на тех же самых «подпольных» свалках. Вот так-то, господин президент! Эти «объекты» разрешено эксплуатировать до 1 января 2023 года, а затем необходимо провести их рекультивацию. Предполагаем, что многие нынешние хозяева этих свалок, собрав значительную выручку, к 1 января 2023 года благополучно переедут на ПМЖ в оффшоры, откуда будут посмеиваться, наблюдая, как с нас собирают деньги на рекультивацию их свалок.
Основной закон чиновников
В статье 34 Конституции РФ сказано: «Не допускается экономическая монополизация и недобросовестная конкуренция». Однако, в декабре 2014 года, поправ Конституцию РФ, растоптав право десятков тысяч граждан на труд, проигнорировав консолидированное мнение экспертного сообщества и участников рынка, было пролоббировано создание «искусственной» монополии региональных операторов, которые получили «на откуп» весь рынок обращения с ТКО в стране на 10 лет.
В отрицательном отзыве Федеральной антимонопольной службы на положения законопроекта о введении института региональных операторов еще в 2014 году отмечалось: «По мнению ФАС России, предлагаемые изменения в действующее законодательство существенно сократят количество субъектов на рынке обращения с отходами (в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства), не решат сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами, создадут очередную неэффективную «искусственную» монополию, ущемят интересы граждан Российской Федерации».
Однако, в декабре 2014 года введение неэффективного и коррумпированного института «региональных операторов» было пролоббировано. И сегодня на рынке обращения с отходами искусственно создана взрывоопасная ситуация, уже вызвавшую широкий общественный резонанс.
Избранные местной властью и аффилированные с ней монополисты, как их уже прозвали, «региональные аллигаторы», рвут и режут по живому десятилетиями налаженные рыночные отношения и цинично выдавливают с рынка десятки тысяч индивидуальных предпринимателей и микропредприятий, оставляя сотни тысяч граждан без работы и средств к существованию.
В условиях развитого регионального протекционизма и коррупции, аффилированности региональных операторов с органами исполнительной власти субъектов РФ, использования при «выдавливании» с рынка административного ресурса, зачастую с привлечением правоохранительных органов, а иногда и криминала, выход один - опора на собственные силы.
На рынке обращения с ТКО более 92% участников - это индивидуальные предприниматели и микропредприятия, которым практически невозможно в одиночку, противостоять этому «беспределу», поэтому надо объединяться в саморегулируемые организации, имеющие законодательное право и обязанность защищать интересы своих членов и от своего имени оспаривать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, нарушающие права и законные интересы ее членов (ст. 6 Федерального закона № 315-ФЗ«О саморегулируемых организациях»).
Высший пилотаж казуистики
Введение новой коммунальной услуги по отходам сопровождается значительным повышением платы за услугу, не соответствующую требуемому объему и качеству. Вот уж действительно – «медвежья услуга». Ставка сделана на то, что подавляющее большинство граждан не вчитывалось и не будет вчитываться в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», а по-прежнему будет доверять государству, как мы привыкли это делать со времен СССР. Для тех же, кто интересуется их «творчеством», чиновники применили научные выражения и бредовые обороты, за которыми попытались скрыть суть очередного облапошивания народа.
Вот некоторые примеры:
Пункт 148(2) Правил.
«Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами». Круто?
Конклюдентные действия - это действия лица, которые показывают своим поведением желание вступить в определенные правоотношения (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении (лицо не производит никаких волеизъявлений, ни устно, ни в письменной форме, а выводы о нём и его намерениях можно сделать лишь по его поступкам). И никак не меньше! То есть мы должны своим поведением показать нашу радость от того, что к нам опять лезут в карман своими нечистыми руками.
Однако, «хлопать в ладоши» или «вилять хвостом» никому не требуется, т.к. в ГК РФ есть ст.158 «Формы сделок», которая гласит:
- Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). 2. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершённой и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. 3.Молчание признаётся выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
Таким образом, достаточно промолчать, и факт совершения сделки подтвержден, как и наша готовность платить за «кота в мешке», - т.к. проконтролировать, к примеру, куда региональный оператор вывозит наши отходы – на платный полигон или в лес, на несанкционированную свалку, невозможно, и наши расходы это не уменьшает.
Еще один пункт 148(2) Правил: «Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении в многоквартирном доме или жилом доме (домовладении), заключенный в письменной форме, должен соответствовать настоящим Правилам. В случае несоответствия указанного договора настоящим Правилам он считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами».
Полный бред, но утвержден родным правительством!
Прибыльная арифметика
В пункте 148 (30) раздела XV(1) «Правил предоставления коммунальных услуг» прописано: «Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения №2 к настоящим Правилам».
А теперь внимание! Второй абзац: «В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения №2к настоящим Правилам».
Критерии, по которым губернатор (читай - региональный оператор) имеет право принять такое решение и выбрать вариант оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, не указаны.
Давайте сравним формулы.
Формула 9(1) P = n х (N/12) х T и Формула 9(2) P = S х (N/12) х T
где:
P – размер оплаты за коммунальную услугу;
N - норматив накопления твердых коммунальных отходов
T - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Чем выше норматив накопления ТКО (N) и цена на коммунальную услугу (T), тем выше размер оплаты за коммунальную услугу (Р) – это прямо пропорциональная зависимость. «Обоснованность» установления величины цены на коммунальную услугу (T) мы рассмотрели выше и оставим это на откуп исполнительной власти субъекта РФ, ФАС и правоохранительных органов, но и Т и N для одного субъекта РФ (зоны действия одного регионального оператора) должны быть одинаковые.
В «запасе» у чиновников остались первые переменные в обоих формулах:
в формуле 9 (1) n – количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении; в формуле 9(2) S - общая площадь жилого помещения.
Это аксиома, что в любом случае абсолютное число n, равное количеству граждан, проживающих в жилом помещении (1,2,3,4,5…человек), несопоставимо меньше абсолютного числа S, равного количеству кв. метров общей площади жилого помещения (12,18,36,72…м2).
Как еще можно поднять размер оплаты за коммунальную услугу (Р) и «ободрать как липку» «дорогих россиян»? Очень просто – надо Р рассчитывать по формуле 9(2 ). Ведь получается, что при расчетах по формуле 9(2) за одну и ту же услугу, к примеру, с 1-й (n) одинокой старушки, проживающей в квартире площадью 54 м2 (S), можно «содрать» в 54 раза (!) больше, чем просто с 1-й (n) одинокой старушки. Вот и вся арифметика, но ее никто громко не озвучивает - «деньги любят тишину».
Вопрос - если везде шумят и ставят себе в заслугу, что теперь плата за коммунальную услугу будет рассчитываться исходя из количества жильцов в квартире, а не как раньше – с квадратных метров, то с какой целью региональным властям предоставлена эта «золотая» лазейка про возможность расчета, исходя из площади квартир, да еще без установленных критериев выбора?
Выводы делать рано, т.к. РОСЭКОПРО пока не проводил анализ выбора вариантов расчета размера оплаты за «обращение с ТКО» по всем 69 субъектам РФ, уже участвующих в реформе, но в Московской и Самарской областях выбран вариант №2 – исходя из площади квартиры, а в Тюменской области, после общественных протестов, изменили расчет тарифов на вывоз мусора и теперь они будут рассчитываться не с квадратного метра, а с человека. А как у вас? Настоятельно советую следить за руками местных властей и региональных операторов.