Из моего письма в РКР-груп.
05 мая с.г. нами получен подписанный Вами проект Соглашения «О передаче прав по управлению долей в приобретаемом праве общей долевой собственности на общее имущество Дома и оплате расходов по эксплуатации многоквартирного дома, коммунальных и прочих услуг, включая арендную плату за землю» (далее – Соглашение), которое предлагается заключить задним числом – 20.01.2006г.
Анализ представленного Соглашения позволяет сделать вывод, что никаких правовых оснований требовать его заключения, кроме желания ООО «РКР-Груп» переложить на других лиц расходы, которые ООО «РКР-Груп» несет в соответствии с законодательством Российской Федерации, не имеется.
Действительно, пунктом 4.1.3 Договора долевого инвестирования строительства № ИД-Ч-4/25/1 от 11.02.2004г., права по которому наша организация приобрела в соответствии с Договором уступки прав № ДУ-1/05 от 09.11.2005г., установлена обязанность оплачивать организации, осуществляющей эксплуатацию и содержание Жилого дома, коммунальные платежи и операционные расходы по управлению Жилым комплексом с момента сдачи дома Госкомиссии на условиях и в порядке, установленных отдельным Договором. Пунктом 3.2.8 Соглашения устанавливается обязанность заключения с эксплуатирующей организацией Договора на техническое обслуживание и эксплуатацию не позднее 10 дней с момента передачи Дома на баланс эксплуатирующей организации. При этом оговорено, что порядок передачи Дома на баланс такой организации производится в соответствии с Жилищным Кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ). Однако в ЖК РФ не содержится ни понятия «эксплуатирующая организация», ни понятия «передача на баланс» или «балансодержатель». Более того, в соответствии с п.п.5 п.2 ст.153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.*
*Между тем, срок для предоставления Вашей организацией документов, необходимых для оформления права собственности, в уполномоченные на то организации, установленный пунктом 4.6.1 Договора долевого инвестирования строительства № ИД-Ч-4/25/1 от 11.02.2004г. (три месяца со дня приемки Дома в эксплуатацию), истек 01.04.2006г.
В качестве обоснования «Расчета авансовых платежей, направляемых на компенсацию расходов Общества…» (Приложение № 2 к Соглашению), даны ссылки на следующие документы:
1. Постановление Главы Красногорского района № 3669/12 от 29.12.2005г. Однако, данным Постановлением утверждены тарифные ставки оплаты для:
- нанимателей жилых помещений в муниципальной собственности Красногорского района, и предоставленных в пользование по договору найма жилого помещения;
- граждан-собственников жилых помещений, имеющих единственное жильё и зарегистрированных в нём, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом;
- временно проживающих граждан.
Очевидно, что ООО «РКР-Груп», оплачивающее в настоящее время коммунальные услуги, ни к одной из вышеперечисленных категорий не относится. Кроме того, совершенно неясно, из каких соображений устанавливались параметры для «расчета количества проживающих», если легальное проживание в Доме невозможно.
2. Постановление № 632/5 от 05.05.1999г. Однако, поскольку не указан орган государственной власти, утвердивший данное Постановление, невозможно установить, каковы тарифные ставки оплаты электроэнергии при пользовании без счетчиков для квартир без электроплит, что соответствовало бы действительности.
Дополнительно отметим, что дата, с которой теоретически наступила возможность пользования квартирой, не может быть ранее даты подписания акта приема-передачи квартиры между ООО «РКР-Груп» и нашей организацией, т.е. 29.03.2006г.
Также вызывает удивление характеристика общей площади квартир – 6294.4 кв.м. В пункте 2.1 Соглашения указано, что доля участия пропорциональна отношению общей площади Квартиры к общей площади жилых и нежилых помещений в Доме, а, в соответствии с Актом приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта № 004381 от 30.12.2005г., утвержденным Постановлением Главы Красногорского района № 37771/12 от 30.12.2005г., общая площадь здания составляет 7263,5 кв.м.
Также обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст.168 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. В соответствии со ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Следовательно, положения п.1.1.2 Соглашения (совместное владение, пользование и в установленном законодательством порядке распоряжение общим имуществом) ничтожны как противоречащие нормам ст.36 ЖК РФ, закрепляющей право общей долевой собственности за собственниками помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, отмечаем, что в Соглашении отсутствует указание на то, что в стоимость услуг включен налог на добавленную стоимость (НДС). Информации же о том, что ООО «РКР-Груп» не является либо освобождено от исполнения обязанностей плательщика НДС, не представлено. Следовательно, исходя из положений ГК РФ и Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), правомерно предполагать, что НДС будет взыскиваться сверх цены Соглашения (см., например, п.15 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.01.2000г. № 51). В противном случае остается лишь предположить попытку ООО «РКР-Груп» уклониться от уплаты налогов, либо умышленно, либо по недомыслию.
Не может не вызвать ничего, кроме недоумения, указанное в п.1.2 Соглашения «обеспечение предоставления … прочих услуг, включая арендную плату за землю» в совокупности с формулировкой п.3.2 Приложения № 2 к Соглашению «возмещение затрат по оплате земельного налога». Отметим лишь, что, согласно п.1 ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а в соответствии с п.1 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.