Плюсы и минусы форм управления
Товарищество собственников жилья.
Плюсы:
+собственники жилья сами, через правления распоряжаются своими деньгами;
+ можно отказаться от услуг ЖЭУ и нанять другие организации, обслуживающие электро-, тепло- и прочие инженерные сети в доме;
+ работу правления может проконтролировать любой из членов ТСЖ;
+ правление можно переизбирать;
+ создается юридическое лицо со своим банковским счетом и обладающее правом на судебное разбирательство;
+ можно приватизировать землю вокруг дома;
+ можно сдавать в аренду помещения и прибыль использовать на нужды всего дома.
Минусы:
- расчет за коммунальные услуги идет со всего дома. То есть, если часть жильцов задолжала, от электроэнергии, воды и отопления отключат всех. На дом ставится общий счетчик потребления воды (горячей, холодной, газа, электроэнергии, тепла (хотя по квартирные счетчики при этом остаются);
- если в правлении Товарищества окажутся не вполне порядочные лица, деньги собственников жилья могут уходить налево, и вскрыться это может не скоро, например, при смене правления или при проверке ревизионной комиссии. Вернуть деньги по суду весьма проблематично.
Управляющая компания.
Плюсы:
+ основной плюс - не надо думать самим. Точнее, думать придется только на этапе выбора управляющей компании;
+ если дом большой, можете создать собственную управляющую компанию и взять управление жилищно-коммунальным хозяйством дома в свои руки, а при желании оказывать эти услуги соседним домам.
Минусы:
- "круговая порука", как и в ТСЖ, но с той разницей, что управляющая компания может обслуживать не один дом, а несколько. Поэтому, если задолжает энергетикам и т.д., без света и тепла могут оставить целый квартал;
- если управляющая компания разорится, деньги с нее взять будет очень сложно (как и в историях с финансовыми пирамидами);
- деньги, перечисляемые вами на ремонт общего имущества, могут быть направлены на другие дома при отсутствии договорных обязательств со стороны управляющей компании по формированию отдельных субсчетов на каждый дом.
Непосредственное управление.
Плюсы:
+ нет коллективной ответственности (вас не отключат за долги соседей);
+ не надо ставить общие домовые счетчики на потребляемые энергоресурсы;
+ вы лично осуществляете контроль за тарифом и качеством коммунальных услуг;
+ проще, чем в ТСЖ и управляющей компании, контролировать расходование средств на содержание общего имущества подъезда (дома).
Минусы:
- не создается юридическое лицо, как в ТСЖ;
- труднее будет копить деньги на счета, например, для будущего ремонта крыши или капитального ремонта инженерных сетей.
Новые правила оказания коммунальных услуг
В июне 2006 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ № 306 «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
КАК ПРОИСХОДИТ ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ?
Плата за тепло, горячее и холодное водоснабжение, энергоресурсы, а также за водоотведение (канализацию) осуществляется, исходя из показаний обще домовых приборов учета, то есть установленных на «входе» в дом. Общий объем полученных ресурсов распределяется между собственниками с учетом показаний индивидуальных счетчиков. Если в квартирах таких счетчиков нет, то вся полученная жильцами вода, тепло и так далее распределяются по плательщикам: отопление исходя из площади квартиры и норматива потребления, вода и канализация - в зависимости от количества жильцов в каждой квартире.
ОТЛИЧАЮТСЯ ЛИ ТАРИФЫ ПОТРЕБЛЯЕМЫХ УСЛУГ ДЛЯ ТСЖ, УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИИ И НАНИМАТЕЛЕЙ КВАРТИР?
Тарифы на потребляемые энергоресурсы, а также потребляемую горячую и холодную воду, тепло - и водоотведение едины для всех собственников жилья, независимо от выбранной формы управления многоквартирным домом, а также для жильцов, проживающих в квартире на основании договора социального найма.
ДОЛЖНЫ ЛИ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПЛАТЫ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?
Информация об изменении размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется управляющей организацией (поставщиком энергоресурсов) потребителю в письменной форме не позднее, чем за 30 дней до даты выставления платежных документов (если иное не предусмотрено договором между жильцом и поставщиком энергоресурсов).
В КАКОМ СЛУЧАЕ МОГУТ ОТКЛЮЧИТЬ ВОДУ, СВЕТ, ГАЗ?
Управляющая организация (поставщик энергоресурсов) имеет право ограничить и даже полностью приостановить предоставление коммунальных услуг (за месяц, предупредив об этом потребителя), но лишь в нескольких случаях:
• если имеется долг по оплате одной или нескольких услуг больше, чем за полгода ;
• если обнаружено самовольное подключение к инженерным сетям;
• если стало известно, что жильцы используют более мощные, чем разрешено по техническому паспорту жилого помещения, электробытовые приборы. Запрещается отключать три вида услуг: отопление , холодную воду и водоотведение. Временное отключение услуг допускается только при проведении ремонта инженерных сетей в доме .
КАК МОГУТ НАКАЗАТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ?
• Сначала нарушителю должны направить письменное уведомление о том, что если в течение месяца долги не будут погашены, предоставление коммунальных услуг ограничат или прекратят.
• За трое суток, если долги не погашены, жильцов предупреждают еще раз.
• После этого свет , газ и горячая вода могут быть отключены до момента , пока потребитель не вернет всю невыплаченную им сумму .
Вновь их должны подключить в течение двух дней после возвращения задолженности .
КАК ДОЛЖНЫ ОФОРМЛЯТЬСЯ ПЛАТЕЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ?
В квитанции об оплате коммунальных услуг обязательно указываются:
• почтовый адрес ;
• сведения о собственниках или нанимателях, наименование исполнителя (организации , приобретающей коммунальные услуги у поставщиков и отвечающей за их предоставление жильцам) и подробная информация о нем (адрес, банковские реквизиты, телефоны, адрес электронной почты и т . д. .);
• расчеты оплаты за каждый вид услуги должны вноситься в квитанцию отдельной строкой ;
• количество полученных воды, электричества, газа и т . д. . по счетчику (либо норма потребления), тариф и окончательная сумма платежа;
• если есть задолженность - она также вписывается в платежку;
• сведения о предоставлении субсидий и льгот, изменения в оплате (например, если в квартире проживают временные жильцы);
• размер неустоек (штрафов) за нарушение потребителем условий договора указывается в отдельном документе.